Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
PDA версия

Версия для слабовидящих



Осторожно! Мошенники


300 лет

День шахтера - 2023

Лето - 2023

Территориальная избирательная комиссия

Безопасность населения

Прокуратура разъясняет

Противодействие коррупции

АНО Дирекция по строительству и благоустройству социально значимых объектов



Вопросы и ответы

  • 19 апреля 2024

    Если Вас приглашают в суд для участия в отборе коллегии присяжных заседателей по уголовному делу

    Согласно ст. 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), после назначения судебного заседания секретарь судебного заседания (или помощник судьи) по распоряжению председательствующего производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.

    Всем лицам, кто был выбран секретарем судебного заседания путем случайной выборки, направляются повестки с указанием суда, рассматривающего уголовное дело, датой и временем для отбора в коллегию присяжных заседателей.

    В судебное заседание приглашается не менее 20 человек для формирования коллегии присяжных заседателей (ч. 4 ст. 325 УПК).

    Какое конкретно количество кандидатов необходимо вызвать, решает судья, исходя из особенностей подлежащего рассмотрению дела, местных условий и других обстоятельств.

    Кандидату в присяжные заседатели необходимо с паспортом гражданина Российской Федерации и повесткой прибыть к назначенному в судебной повестке времени в суд и принять участие в отборе коллегии присяжных заседателей.

    Согласно ч. 2 ст. 328 УПК РФ председательствующий судья при отборе коллегии присяжных заседателей произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он: 1) представляется им; 2) представляет стороны; 3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению; 4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства; 5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные УПК РФ.

    Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и, как следствие, законного состава суда (ч. 3 ст. 328 УПК РФ).

    При этом данные судьей разъяснения должны быть понятными кандидатам в присяжные заседатели.

    Суд первый задает вопросы кандидатам в присяжные заседатели.

    Как правило, если у кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели имеются обстоятельства, обозначенные в вопросе какой-либо из сторон или судьи, то кандидат поднимает руку.

    С целью неразглашения личной, семейной и другой тайны, в целях безопасности и т.п. кандидат приглашается к судейскому столу, где председательствующий и стороны выслушивают его ответ на вопрос, высказывают свое мнение о возможности участия в рассмотрении дела.

    С учетом мнения самого кандидата и сторон председательствующий принимает решение на месте о продолжении участия в отборе данного кандидата или о его отстранении.

    Председательствующий предоставляет возможность сторонам задать кандидатам в присяжные заседатели такие вопросы, которые, по их мнению, препятствуют участию конкретного присяжного в рассмотрении дела.

    Согласно ч. 17 ст. 328 УПК РФ после решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

    Первые 12 образуют коллегию присяжных, а два последних - запасные. Запасных присяжных заседателей может быть больше двух.

    Нарушение порядка формирования коллегии присяжных заседателей, сокрытие кандидатами в присяжные заседатели информации, которая выяснялась судом и сторонами при формировании коллегии, дача ложных ответов на вопросы при формировании коллегии присяжных заседателей, всё это влечет в последующем, или замену присяжного заседателя сокрывшего правду при ответах на вопросы, или отмену приговора, как постановленного незаконным составом суда.

    Как подтвердить тяжелое материальное положение?

    Тяжелое материальное положение в большинстве случаев предполагает низкий уровень имущественной обеспеченности гражданина (его семьи), при котором удовлетворение минимальных потребностей становится невозможным либо крайне затруднительным.

    Документальное подтверждение тяжелого материального положения зависит от целей, ради которых необходимо определить такое положение, а также конкретных обстоятельств.

    Какие могут быть цели для определения тяжелого материального положения?

    Подтвердить тяжелое материальное положение потребуется, например, в следующих случаях:

    - для смягчения ответственности за налоговые правонарушения (п. 2.1 п. 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации);

    -для избежания принудительного выселения из социального жилья в случае не­внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги свыше 6 месяцев (ч.1 ст. 90 Жилищного кодекса Российской Федерации; п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14);

    - для ограничения судом дееспособности гражданина, если материальное положе­ние его семьи стало тяжелым из-за его пристрастия к азартным играм, злоупо­требления им спиртными напитками или наркотиками и если он не оказывает не­обходимой материальной помощи членам семьи, которых обязан содержать, либо члены его семьи вынуждены содержать его самого (п. 1 ст. 30 Гражданского ко­декса Российской Федерации; абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015;

    - для определения размера подлежащих уплате алиментов, назначения админи­стративного наказания, снижения размера взыскиваемого с работника ущерба, а также при исполнении решения суда (ст. 98 Семейного кодекса Российской Федерации; ч. 2 ст. 4.1, ч. 2 ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации; ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)

    - для получения материальной помощи от работодателя, в том числе бывшего.

    Оказание помощи работникам (в том числе бывшим), находящимся, в тяжелом, ма­териальном положении, предусмотрено в некоторых ведомственных актах.

    Документы, подтверждающие тяжелое материальное положение.

    Как правило, о тяжелом материальном положении свидетельствуют доку­менты, подтверждающие наличие (отсутствие) у гражданина (его семьи) доходов и их размер, недостаточный для покрытия соответствующих расходов.

    К документам, подтверждающим уровень доходов, могут быть отнесены справка о доходах и суммах налога физического лица, справки о заработной плате с места работы, размере пенсии, сумме ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации, ежемесячного дополнительного материального обеспечения.

    При этом, справка о доходах не является бесспорным подтверждением тя­желого материального положения гражданина.

    О тяжелом материальном положении в случае утраты или повреждения имущества в результате пожара, другого стихийного бедствия могут свидетель­ствовать соответствующие справки (абз. 2 п. 15 Положения, утв. Приказом Росздравнадзора от 22.11.2017 № 9630).

    Если к тяжелому материальному положению гражданина (его семьи) приве­ли такие обстоятельства, как получение тяжелой травмы, заболевание (в том чис­ле членов его семьи), наличие кредитных обязательств, отсутствие работы, под­твердить их можно документами о тяжести заболеваний, сроке реабилитации, о постановке на учет в органе занятости, копиями кредитных договоров.

    Как стать присяжным заседателем?

    Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» закрепили нормы о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей.

    Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Пункт 30 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) устанавливает, что присяжный заседатель – лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта.

    Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

    Согласно ст. 326 УПК РФ, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя 4 в рассмотрении уголовного дела, перечисленных в ч. ч. 2 и 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7 Закона о присяжных заседателях.

    Такой список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается.

    Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным.

    Это необходимо в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п.

    Кандидатам в присяжные заседатели секретарем судебного заседания выписываются и направляются судебные повестки, в которых указывается адрес и телефон суда, дата судебного заседания и время к которому кандидату в присяжные заседатели необходимо явиться.

    Для того чтобы стать присяжным заседателем, необходимо явиться к назначенному в судебной повестке времени в суд, для проведения отбора в коллегию присяжных заседателей по конкретному уголовному делу.

    На каком основании проводятся внеплановые проверки органами государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления?

    Согласно части 2.6 статьи 77 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

    Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

    Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних

    Основные права и обязанности опекунов, попечителей устанавливаются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

    Статья 13 от Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" устанавливает случаи, при которых возможно назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних.

    Законом предусмотрено, что родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. При этом, в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

    Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица.

    При назначении опекуна или попечителя в установленных законом случаях, должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя.

    Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего гражданина либо самим достигшим возраста четырнадцати лет несовершеннолетним гражданином, только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.

    Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

    Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

    Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору.

    О гарантиях инвалидов в сфере труда.

    Труд инвалидов регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым предусмотрено обязательное создание квот для приёма на работу инвалидов (в зависимости от среднесписочной численности персонала у каждого работодателя), устанавливаемая каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

    От соблюдения установленной квоты освобождаются работодатели - общественные объединения инвалидов или образованные самими инвалидами организации.

    Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.

    Работодатель при трудоустройстве инвалида обязан соблюсти следующие гарантии:

    1) создание необходимых условий для труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. 216.1 Трудового кодекса РФ), при чем индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения работодателем;

    2) установление сокращенной продолжительности рабочего дня (смены) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 94 Трудового кодекса РФ);

    3) установление сокращенной продолжительности рабочей недели;

    Продолжительность рабочей недели для инвалидов 1 и 2 группы не может быть более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ). Для инвалидов 3 группы продолжительность рабочей недели определяется согласно индивидуальной программе реабилитации.

    4) предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней, исходя из 6 дневной рабочей недели (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

    5) оплата труда за сокращенное рабочее время как за нормальную продолжительность рабочего времени

    6) соблюдение порядка привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113, ч. 2 ст. 167 Трудового кодекса РФ)

    7) предоставления отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

    О конфискации транспортных средств при совершении преступлений, связанных с их управлением.

    В Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые ужесточили ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, управляющими в состоянии опьянения или лишенными права управления.

    Так, в качестве возможной дополнительной меры в отношении правонарушителей, привлекаемых к уголовной ответственности, установлена возможность конфискации транспортного средства, то есть принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления.

    Конфискация предусмотрена уголовным законом за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (ст. 264.1 УК РФ), нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами (ст. 264.2 УК РФ), управление транспортным средством лицом, лишенным права управления и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (ст. 264.3 УК РФ).

    О мерах поддержки многодетных семей

    Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 приняты меры социальной поддержки многодетных семей

    Согласно Указу многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно

    Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

    Многодетным семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируются:

    а) предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей;

    б) предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений;

    в) досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей;

    г) профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования в целях обеспечения их качественной занятости;

    д) право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории Российской Федерации независимо от места жительства в порядке и на условиях, которые определены в субъектах Российской Федерации.

    Рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации установить следующие меры социальной поддержки многодетных семей:

    - бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты;

    -предоставление обучающимся общеобразовательных организаций бесплатного проезда автомобильным транспортом (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном;

    -предоставление бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

    -обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций в соответствии с установленными нормативами одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения;

    -прием детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в первоочередном порядке;

    -предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты;

    -содействие в улучшении жилищных условий и предоставлении земельных участков, обеспеченных необходимыми объектами инфраструктуры.

    Об обязанностях управляющей компании, осуществляющей обслуживание многоквартирных домов.

    Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

    Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, относится к составу общего имущества многоквартирного дома.

    Уборка и санитарно-гигиеническая очистка общей территории многоквартирного дома, а также относящегося к нему земельного участка, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства отнесены к полномочиям управляющей организации.

    К перечню работ по содержанию придомовой территории в теплый период года относится:

    - подметание и уборка придомовой территории;

    - очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов,

    - уборка и выкашивание газонов,

    - прочистка ливневой канализации,

    - уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд,

    - очистка металлической решетки и приямка.

    Таким образом, уборка, выкос травы и иные работы на территории многоквартирного дома должны осуществляться силами управляющей организации регулярно по собственной инициативе, исходя из возложенных обязанностей, а также на основании заявлений жителей домов.

    Обязан ли гражданин явиться по приглашению государственного обвинителя или по вызову суда в судебное заседание для дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу?

    Являться в суд по вызовам прокурора и суда для допроса в качестве свидетеля – общественный долг и юридическая обязанность каждого гражданина.

    Согласно ч. 1 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) свидетель – это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

    В силу п. 1 ч. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам в суд. В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу, который состоит в принудительном доставлении свидетеля в суд (ч. 7 ст. 56, ст. 113 УПК РФ).

    Кроме того, за неисполнение своей обязанности по явке в суд на свидетеля по судебному решению может быть наложено денежное взыскание в размере до двух тысяч пятисот рублей (ст.ст. 117-118 УПК РФ).

    Согласно уголовно-процессуальному закону допрошены в суде в качестве свидетелей могут быть как лица, ранее допрошенные в ходе предварительного расследования следователями и дознавателями, так и по инициативе стороны обвинения и стороны защиты – новые свидетели, которые ранее не допрашивались.

    Вызов свидетеля осуществляется судом с помощью судебной повестки, СМС-сообщением либо свидетель приглашается в судебное заседание по инициативе сторон, в том числе государственного обвинителя (ч. 4 ст. 271 УПК РФ).

    Прокурор в ходе судебного разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя, и вправе собирать и представлять суду доказательства (ч. 1 ст. 86, ч. 5 ст. 246 УПК РФ).

    Требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). Кроме того, прокурор вправе вызывать граждан и должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

    Ответственность несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) за участие в несанкционированных публичных мероприятиях

    Участие несовершеннолетних в массовых публичных мероприятиях, не согласованных с органами местного самоуправления, действующим российским законодательством рассматривается как правонарушение.

    Порядок проведения публичных массовых мероприятий - митингов, собраний, шествий, установлен Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Этот закон запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий, в том числе политических.

    Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие подростков в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы и (или) получить вред здоровья различной степени тяжести.

    Если несовершеннолетние нарушают правила проведения таких мероприятий, в том числе принимают участие в несанкционированных митингах или шествиях, допускают хулиганские действия, то они подлежат ответственности наравне с другими участниками мероприятия.

    Призывы к участию в несанкционированных массовых акциях образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и могут повлечь наказание вплоть до административного ареста. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» призывов к массовым беспорядкам, а также участие в таких действиях, квалифицируются по статье 212 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    В случае вовлечения в такую деятельность несовершеннолетних, указанные действия могут быть квалифицированы как преступления, предусмотренные статьями 150 и 151.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    За вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб., на юридических лиц от 250 тыс. до 500 тыс. руб.

    Противоправные действия несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к административной и уголовной ответственности (с 16 лет), могут явиться основанием для привлечения к административной ответственности родителей и иных законных представителей по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).

    С целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям и иным законным представителями необходимо проводить беседы с детьми о недопустимости их участия в несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях, одновременно разъяснять, что участие граждан в митингах для отстаивания своей политической позиции и интересов, выражения своих требований относится к неотъемлемым конституционным правам россиян.

    Согласно статье 31 Конституции, граждане наделены правом на мирные собрания без оружия, но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц и должны проводиться в соответствии с законом

    Последствия лишения родительских прав

    В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса Российской Федерации Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

    Вместе с тем, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

    Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

    При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

    Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей родительских прав.

    Приоритетные меры противодействия коррупции

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе, деятельность организаций по предупреждению коррупции (профилактика коррупции).

    Статья 3 указанного Федерального закона определяет в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

    Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

    Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

    -определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

    -сотрудничество организации с правоохранительными органами;

    -разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

    -принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

    -предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

    -недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    Уголовная ответственность за подкуп работников, организующих государственные и муниципальные закупки

    Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена статья 200.5 УК РФ, которая предусматривает ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

    К уголовной ответственности за данное преступление привлекаются как лица, передающие незаконное вознаграждение, так и лица, его получающие.

    В качестве незаконного вознаграждения могут выступать: деньги, ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество, а также услуги имущественного характера.

    Получателями незаконного вознаграждения в данном случае являются лица, хотя и не относящиеся к категории должностных, но непосредственно участвующие в организации закупок. Например, в составлении конкурсной документации, организации электронных аукционов или проверке предоставляемых товаров (работ, услуг) перед подписанием уполномоченным должностным лицом соответствующих актов об их приеме.

    За подкуп вышеперечисленных лиц предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, а за получение незаконного вознаграждения – в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    При этом в соответствии с примечанием № 2 к статье 200.5 УК РФ передавшее незаконное вознаграждение лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения в правоохранительные органы о совершенном деянии и активного способствования раскрытию преступления.

    Условия получения и использования материнского капитала в 2024 году

    С 1 января 2024 года уточнены нормы законодательства о получении материнского капитала.

    Теперь материнский капитал выплачивается только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации на момент появления ребенка (независимо от их места жительства), и только в том случае, если ребенок является гражданином РФ по рождению.При возникновении права на выплату маткапитала не учитываются дети, которые не приобрели гражданство Российской Федерации по рождению.

    Действие указанных норм не распространяется на граждан Российской Федерации, не имевших гражданства Российской Федерации и постоянно проживавших на территориях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день рождения (усыновления) ребенка (детей) по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей, и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

    Кроме того, отцы, у которых возникло право на сертификат, как и матери, могут направлять маткапитал на формирование своей накопительной пенсии.

    Семьи могут осуществить за счет средств материнского капитала реконструкцию дома блокированной застройки, площадь которого может быть увеличена в целях улучшения жилищных условий.

    С 1 февраля 2024 года размер материнского капитала проиндексирован и составляет на первого ребенка почти 631 тыс. рублей и 834 тыс. рублей - на второго.

    Материнский капитал можно использовать только на цели, которые определены законом. В перечень входит улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование накопительной пенсии, оплата товаров и услуг для ребенка-инвалида и получение ежемесячной выплаты на детей до 3 лет.

    Частные клиники не имеют права требовать у граждан СНИЛС и отказывать в предоставлении платной медицинской помощи в случае его непредоставления

    Письмом Минздрава России от 18.01.2024 № 31-2/63 «По вопросу правомерности требования СНИЛС в частных медицинских организациях и отказа от оказания платной медицинской помощи в случае его непредоставления» разъясняется, что продавец (исполнитель) не вправе отказывать потребителю в заключении и исполнении договора в связи с отказом потребителя представить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность представления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем (п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736, договор должен содержать информацию, включая сведения о потребителе (при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения фиксируются со слов потребителя услуги): фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, иные адреса, на которые (при их указании в договоре) исполнитель может направлять ответы на письменные обращения, и телефон; данные документа, удостоверяющего личность.

    Таким образом, для заключения договора об оказании платных медицинских услуг гражданин обязан представить медицинской организации сведения, необходимые для заключения договора (Ф.И.О., адрес, телефон, данные документа, удостоверяющего личность).

    С учетом изложенного, СНИЛС не является обязательным документом и может быть предоставлен гражданином по своему усмотрению.

    Что будет, если не оплатить судебный штраф?

    Судебный штраф - это денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности (статья 104.4 УК РФ).

    В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок он отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ.

    Так, суд по представлению сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору (статья 446.5. УК РФ).

    Продление срока, отсрочка или рассрочка исполнения решения суда о применении судебного штрафа законом не предусмотрено (пункт 21.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 №21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).

    Таким образом, при неоплате судебного штрафа в установленный срок судом по представлению судебного пристава отменяется соответствующее постановление, а материалы направляются в следственный орган или прокурору в целях привлечения лица к уголовной ответственности.

    Что такое коррупционные риски?

    Текст

    Поделиться

    Понятие коррупционных рисков приведено в Методических рекомендациях по выявлению и минимизации рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Министерством труда Российской Федерации.

    Так, выявление и оценка коррупционных рисков необходимы в целях разработки и реализации превентивных мероприятий, направленных на минимизацию вероятного вреда от их проявления с учетом специфики деятельности органа (организации).

    Коррупционный риск – это возможность совершения служащим (работником) коррупционного правонарушения, то есть действия, за совершение которого антикоррупционным законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

    Выявление и оценка коррупционных рисков сводится к пониманию природы их возникновения и возможностей для реализации.

    Эмансипация несовершеннолетних

    В соответствии с ч. 1 ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей, попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация - объявление такого несовершеннолетнего полностью дееспособным.

    Эмансипация несовершеннолетнего производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) несовершеннолетнего, а при отсутствии такого согласия - по решению суда. Если согласие родителей, усыновителей либо одного из них или попечителя на эмансипацию ребенка отсутствует, ребенок вправе обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным.

    При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда.

    С момента эмансипации несовершеннолетний приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме. При этом его родители (усыновители, попечитель) не несут ответственности по его обязательствам, возникшим, в частности, вследствие причинения им вреда.

    Административная ответственность за производство и распространение экстремистских материалов

    Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

    Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации по адресу: http://minjust.ru/extremist-materials.

    Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

    В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ составляет 3 месяца.

    При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Санкция статьи 20.29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.


Возврат к списку