Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
PDA версия

Версия для слабовидящих

ПРОЕКТ «КЕМЕРОВСКИЙ РАЙОН. ШАХТЁРЫ – НАША ГОРДОСТЬ»

  • 21 августа 2018

    Есть профессии, про которые говорят, профессии для настоящих мужчин. Одна из них требует особого мужества и смелости – это профессия шахтёра.

    В преддверии профессионального праздника представляем проект «КЕМЕРОВСКИЙ РАЙОН. ШАХТЁРЫ – НАША ГОРДОСТЬ».

    В нём мы расскажем о настоящих мужчинах, которые тяжёлым, изнурительным, а порой даже героическим трудом добывают «чёрное золото» на благо нашей страны . Это наши люди. Люди, которые дарят нам тепло. 

    Один из таких героев - Андрей Тимрук из п. Арсентьевка – потомственный шахтёр, а сейчас уже его дети продолжили славную горняцкую династию.

    Арсентьевка – небольшой посёлок, затерявшийся на краю тайги. Асфальтовая дорога сменяется гравийкой, которая тянется вдоль леса. Именно здесь живёт Андрей Тимрук – начальник участка с шахты «Первомайской». Добротный, крепкий дом притаился на самом краю тайги. Сразу видно хозяйскую руку: большой огород чисто выполот, основательно огорожен, усадьбу охраняет сторожевой пёс.

    Когда-то семья Тимруков переехала в Арсентьевку из Прокопьевска. Здесь жил дед по материнской линии, и эти места понравились молодой семье. Василий Тимрук, отец, работал на шахте «Коксовой» в Прокопьевске. Прадедед тоже был горняком, так что шахтёрскому труду посвятили себя пять поколений семьи Тимруков.

    В 1975 году запустили шахту «Первомайская», сюда и устроились родители. Отец работал в забое, а мать трудилась на складе ГСМ. В то время было Андрею три года, поэтому и первые детские радости, и воспоминания связаны у него с родной Арсентьевкой. Мальчишка ходил в местную школу, а в свободное время пропадал в лесу и полях. Отец работал на шахте – и вся жизнь, казалось, была пропитана шахтёрским колоритом. Когда Андрей подрос, отец взял его с собой, показать, где он работает. Это сейчас такое стало невозможным из-за ужесточения правил по технике безопасности, а в то время – шли 80-е годы – это было вполне привычным.

    Ну как ещё показать мальчишке, куда рано утром уходит отец? Так подросток и «загорелся» шахтой. Когда после окончания 8 класса пришло время выбирать, куда идти учиться, выбрал шахтёрскую профессию. В 1992 году окончил горный техникум в Кемерове и пришёл трудоустраиваться на «Первомайскую» – туда, где в первый раз спустился в забой. Было это 27 лет назад.

    Шли непростые 90-е годы. Зарплату не платили по несколько месяцев, начались забастовки. Вот и Тимрук вместе со своей бригадой принял участие в голодовке. Смена оставалась в шахте и не поднималась на поверхность. Так и сидели шахтёры в штреке, ждали, пока работодатель пойдёт им навстречу. Потом к голодающим присоединилась и следующая смена. Зарплату выплатили. Правда, для того чтобы получить заработанное, пришлось просидеть под землёй два дня.

    Но даже такие трудности не повлияли на выбор Андрея Тимрука. Впрочем, впереди его, как и всех горняков «Первомайской», ждало суровое испытание. В начале сентября 1995 года в шахте произошёл взрыв метана. Эта страшная новость моментально распространилась по посёлку. Андрею повезло – он был в этот день под землёй, но взрывная волна его не задела. Спасательные работы шли двое суток. А потом ему довелось увидеть страшное – горноспасатели начали поднимать на поверхность тела погибших товарищей. Их было 15.

    – Было тогда очень не по себе. Как и всем. Шахта была частично разрушена, и выработки, и ствол. Поэтому оставшиеся шахтёры занимались восстановлением, – вспоминает Андрей Тимрук. – Конечно, были и те, кто потом уволился – не смог пересилить себя. Но о том, чтобы сменить профессию, я даже не думал.

    Возможно, именно тогда Тимрук осознал шахтёрскую мудрость: крысы в шахте – не только вредители, которые могут перегрызть провод, но и друзья. Вот если нет их – значит, начал выделяться метан, и грызуны убежали.

    Зато с местной достопримечательностью – небольшой дворняжкой Лялькой – знаком был Андрей Тимрук близко. Собака спускалась в шахту вместе с горняками.

    – Там она тоже без дела не сидела, бегала, гоняла крыс. Она их особенно не любила. Как-то ощенилась в шахте, а они утащили у неё щенят.

    Собачий век короток. В память о Ляльке горняки поставили на территории «Первомайской» памятник. А в шахту сейчас спускается Лялькин сын, Васька. Он, в отличие от матери, крыс не гоняет, любит наблюдать за горняками и сопровождает их везде.

    Работал Андрей Тимрук на очистном участке, потом стал заместителем начальника участка по дегазации, а сейчас уже пять месяцев трудится на проходке. Так что почти все горняцкие подземные профессии перепробовал!

    Сейчас участок Тимрука подготавливает новый очистной забой. После отработки очередной лавы начнётся перемонтаж оборудования.

    А пока – отпуск. Андрей Тимрук занимается хозяйственными делами: в хозяйстве есть поросёнок, несушки, две коровы. Скотина требует ежедневного ухода, так что хлопотать начинает с самого утра. Умеет и накормить, и подоить.

    – Родители меня так воспитали. Как жить на земле без домашних животных? Сами они держали скотину, пока были силы. Сейчас уже отказались, конечно, – отцу 84 года исполнилось, матери – 79, – рассказывает Андрей.

    Сейчас, пока лето, занимается ремонтом бани: в прошлом году поставил сруб, сейчас отделывает. Вообще, всё на усадьбе сделано умелыми руками Андрея.

    – Когда я стройку начинал, тут вообще тайга была. Пришлось деревья корчевать, – вспоминает шахтёр. Зато сейчас на месте тайги – аккуратный сад и огород.

    Дом построил Андрей сам, как и положено мужчине. Начал строительство ещё в молодости, в 1990 году, и до сих пор продолжает достраивать и улучшать. Тут уж, как говорится, нет предела совершенству.

    Рядом – родительский дом. Возраст сказывается, силы не те, поэтому в хозяйственных заботах им помогает сын. Каждый день Андрей отправляется их проведать и пообщаться. Так и хотел он жить – чтобы вся большая семья рядом была.

    Сын Вячеслав, правда, не остался в Арсентьевке – живёт в Берёзовском, работает на шахте. Дочь тоже решила следовать семейной традиции. Она выбрала специальность, востребованную в угольной отрасли – охрана техники труда. Есть и внук, правда, сейчас он ещё слишком мал, но когда-нибудь сможет продолжить шахтёрскую династию Тимруков.

    Все Тимруки обязательно собираются вместе на День шахтёра. Для них это праздник не простой – семейный.

    За плечами у Тимруков – тысячи спусков в шахты, много пройденных километров выработок и добытых тонн угля. Вот такая семейная традиция!


    Количество показов: 1585

Возврат к списку