Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
PDA версия

Версия для слабовидящих



300 лет

День шахтера - 2023

Лето - 2023

Территориальная избирательная комиссия

Безопасность населения

Прокуратура разъясняет

Противодействие коррупции

АНО Дирекция по строительству и благоустройству социально значимых объектов



Изменения в системе целевого обучения с 01.01.2019 г.

  • 7 мая 2019

    С 01 января 2019 года вступили в действие значительные изменения в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эти корректировки законодательства, сделанные в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения», коснулись как высшего, так и среднего профессионального образования.

    Ранее статья 56 в Федерального закона № 273-ФЗ имела название «Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении», в новой редакции словосочетание «целевой приём» заменено на сочетание «целевое обучение». Это показательно, так как акцент переносится с факта поступления абитуриента в образовательную организацию на факт целевого обучения.

    Часть 1 обновлённой статьи 56 гласит, что «гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения)».

    Уже в этом пункте закона можно увидеть несколько значительных изменений:

    1. в статье впервые чётко указывается, что договор о целевом обучении можно заключить как для осуществления обучения лиц на уровне высшего, так и на уровне среднего профессионального образования. Таким образом в законодательстве отражена потребность многих отраслей экономики, в первую очередь, в квалифицированных специалистах среднего звена, в профессиональных рабочих. Также учитывается постоянное внимание российских органов власти к движению WorldSkills и результатам России на международных чемпионатах по профессиональному мастерству.

    2. впервые указано, что договор о целевом обучении может быть заключен не только с поступающим, но и с обучающимся по соответствующей образовательной программе. Не секрет, что многие абитуриенты не в полной мере понимают специфику будущей специальности и заключение с ними договоров о целевом обучении проблематично. С другой стороны, многие студенты только на старших курсах осознают значимость получаемой профессии и перспективы с этим связанные. Ранее возможность заключать договоры с обучающимися законодательно не была зафиксирована.

    3. расширен круг лиц, с которыми обучающийся может заключить целевой договор. Список организаций в статье 56 устаревшей редакции ограничивался «федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования». В новой редакции список стал более общим: в части государственных и муниципальных органов; в отношении юридических лиц исчезло указание о наличии в уставном капитале государственных или муниципальных долей. Также согласно новой редакции статьи заказчиками целевого обучения могут выступать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели.

    Пересмотру подверглись и существенные условия договора о целевом обучении. Если в прежней редакции закона говорилось, что к мерам социальной поддержки «могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки» (часть 6.1), то в новой редакции статьи оказание социальной поддержки становится обязательством заказчика целевого обучения и включает в себя:

     − материальное стимулирование,

     − оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении,

    − предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения,

    − организация имеет права оказывать иные меры поддержки обучающемуся.

    Упоминание в законе наличия в программе подготовки обучающихся, заключивших договоры целевого обучения, дополнительных платных образовательных услуг может стать, с одной стороны, дополнительным источником финансирования для образовательной организации, а с другой – позволить заказчику оптимизировать подготовку, исходя из своих запросов и потребностей. Это значит, что образовательное учреждение может получать плату от заказчика целевого обучения за услуги. Оказание данных услуг должно быть оформлено договором в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». Тот факт, что оказание дополнительных платных образовательных услуг перешло из разряда возможных и желательных в обязательные, является очередной полезной новеллой статьи 56.

    Ещё одним фактом, зафиксировавшим на законодательном уровне сложившуюся практику, является обязательство по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

    Теперь законодательно закреплены обязательства со стороны обучающегося. Он обязан успешно обучаться и отработать не менее трех лет в организации заказчика. Важно, что обучающийся может по согласованию с заказчиком целевого обучения изменить программу и форму обучения.

    Согласно части 3 статьи 56 сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Образовательная организация учитывает предложения заказчика целевого обучения по прохождению обучающимся гражданином практики, а также по запросу заказчика предоставляет сведения о результатах освоения обучающимся образовательной программы. Напомним, что ранее обязательства заказчика и обучающегося по организации и прохождению учебной, производственной и преддипломной практики относились к существенным условиям договора о целевом обучении.

    Новацией в законе является описание штрафных санкций, как для заказчика, так и для обучающегося. Если заказчик не организует для своего выпускника трудоустройство, прописанное в договоре, то он обязан будет выплатить ему три среднемесячные зарплаты в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен выпускник в соответствии с договором о целевом обучении. Если обучающийся не выполняет условия договора, либо отказывается работать на предприятии заказчика, то он должен будет компенсировать все понесенные расходы на целевое обучение. В предыдущей редакции закона предусматривалась выплата штрафа в двукратном, относительно понесенных расходов, размере. Наличие такого штрафа способствовало снижению интереса обучающихся к заключению договоров о целевом обучении.


Возврат к списку